АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ 

Маликов Илья Антонович. Родился 30 июля (4 августа) 1921 года в селе Истобное Чаплыгинского района Липецкой области в крестьянской семье. В 1936 году окончил 7 классов школы в селе Буховое. В 1938 году окончил школу ФЗУ при заводе «Электросталь» в городе Электросталь Московской области. В 1938-1939 годах работал учеником токаря на этом заводе, в марте-сентябре 1939 года – разносчиком почты в районной конторе связи, в 1939-1940 годах – счетоводом на Истомкинской ленточной фабрике. В 1939 году окончил Ногинский аэроклуб. В Красной Армии с апреля 1940 года, был призван Ногинским районным военкоматом. В январе 1941 года окончил Кировабадскую военную авиационную школу лётчиков. Присвоено звание сержанта. Служил в ВВС Одесского военного округа, был лётчиком 2-й отдельной корпусной авиационной эскадрильи 2-го механизированного корпуса. Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 июня 1941 года. В составе 2-й отдельной корпусной эскадрильи воевал на Южном фронте с июня по июль 1941 года, затем лётчиком 18-й авиационной дивизии на Юго-Западном фронте с июля по август 1941 года, принимал участие в оборонительных боях в Молдавии и на Украине. Совершил около 20 боевых вылетов. С 26 декабря 1941 года воевал на Калининском фронте, был лётчиком 128-го бомбардировочного авиационного полка. В марте 1942 года окончил Учебный центр ВВС в городе Кировабад, где переучился на пикирующий бомбардировщик Пе-2. С 1 июня по август 1942 года в составе 128-го полка воевал на Калининском фронте, в боях за Ржев совершил 42 (43) боевых вылета на Пе-2. 29 августа 1942 года при выполнении боевого задания в районе города Ржев его самолёт был подбит зенитным снарядом, взорвавшимся между правым мотором и кабиной, при этом летчик был тяжело ранен осколками в обе ноги. Несмотря на ранение, сумел довести самолёт до своей территории и произвести посадку на фюзеляж. Ввиду тяжелых ран, врачи медсанбата сначала хотели ампутировать ему обе ноги, но затем было решено ампутировать только правую ногу ниже колена, а левую ногу оставить. В течение семи месяцев находился на излечении в госпиталях на Урале. Присвоено звание младшего лейтенанта. 1 мая 1943 года, после выздоровления, с протезом на правой ноге, вернулся в свой 128-й бомбардировочный авиационный полк. Поначалу летал на самолёте связи У-2, на котором произвел около 100 полётов для доставки донесений в штаб дивизии, почты и медикаментов, а также для доставки технического состава к местам вынужденных посадок самолётов. В июле 1943 года добился разрешения продолжать боевые вылеты на бомбардировщике. С июля 1943 года воевал на Центральном фронте, участвовал в Курской битве. К началу октября 1943 года с протезом ноги произвел 27 боевых вылетов на бомбардировщике Пе-2. С 20 октября 1943 года воевал на Белорусском фронте, с февраля 1944 года - на 1-м Белорусском фронте, участвовал в битве за Днепр, освобождении Белоруссии. В начале октября 1943 года, при налете на железнодорожную станцию Гомель был подбит прямым попаданием зенитного снаряда в левый мотор, но на одном моторе долетел до своей территории и с убранными шасси посадил машину на болото возле артиллерийских позиций. Командиром звена принимал участие в освобождении Польши, в боях за Берлин. К началу февраля 1945 года произвел 86 боевых вылетов на бомбардировщике Пе-2. В апреле 1945 года в воздушном бою с ФВ-190 в районе Франкфурта-на-Одере был подбит и подожжен, однако сумел сбить пламя и на одном моторе вернуться на аэродром. Всего за время войны совершил около 116 боевых вылетов, в том числе 86 (96) - на Пе-2 (из них 53 или 66 — после ампутации ноги), и около 100 вылетов на самолёте У-2. После окончания войны продолжал службу в ВВС, был заместителем командира авиационной эскадрильи бомбардировочного авиаполка в Группе советских войск в Германии. В июне 1946 года в звании старшего лейтенанта вышел в отставку. С марта по ноябрь 1947 года работал директором Баженовского санатория в посёлке Белоярский Свердловской области, с 1947 года – директором Шишимского дома отдыха в деревне Слобода Свердловской области. Работал директором Верхотомского дома отдыха в селе Верхотомское Кемеровской области с 1951 года, директором автобазы Управления торговли города Кемерово с 1955 года по 1958 год. Окончил Кемеровское автомобильное училище в 1957 году. С 1958 года по 1961 год был начальником 4-го автохозяйства Кемеровского областного автоуправления. Окончил курсы при Омском автодорожном институте в 1960 году. С июня по сентябрь 1961 года работал линейным механиком механизированной колонны № 4 объединения «Сибэлектросельстрой» в городе Кемерово, с 1961 года – старшим диспетчером Кемеровского комбината крупнопанельного домостроения, с 1964 года работал на азотно-туковом заводе, заместителем управляющего базы снабжения «Ставрополькрайснаб» и уполномоченным базы «Вторцветмет» в Невинномысске. В 1975 году присвоено звание капитана. В 1977 году вышел на пенсию. Проживал в городе Невинномысск Ставропольского края (Россия). Умер 18 мая 1990 года. Похоронен в Невинномысске. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года, за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, старшему лейтенанту Маликову Илье Антоновичу присвоено звание Героя Советского Союза (медаль «Золотая Звезда» № 7035). Награждён двумя орденами Ленина (02.08.1944, 15.05.1946*), орденами Красного Знамени (26.08.1942), Отечественной войны 1-й степени (06.04.1985), медалями «За освобождение Варшавы» (09.06.1945), «За взятие Берлина» (09.05.1945), «За победу над Германией» (09.05.1945), польской медалью «Варшава 1939–1945 гг.» и многими другими медалями.

[РУС] [ENG] 
Добавить информацию
об участнике войны
Добавить информацию
о памятнике или улице

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
© Ставропольская краевая детская библиотека им. А.Е. Екимцева, 2015 . Все права защищены.
Использование материалов только со ссылкой на war.ekimovka.ru